Водоразбавляемая краска для антикоррозионной окраски металла

*по всем вопросам Вы можете обратиться по телефону (812) 441 21 80.   

Авторы статьи: Могутова О.В., начальник лаборатории, ООО «Айлесбари Кемикл»

Иваненко И.А., специалист коммерческого отдела, ГК Аттика

В настоящий момент основную долю российского рынка окраски металлических поверхностей занимают покрытия на основе органоразбавляемых систем. Данный факт касается как ЛКМ для общеиндустриального применения, так и материалов для окраски подвижного состава. Подобная ситуация объясняется несколькими причинами:

  1. Сравнительно недавнее появление на рынке водоразбавляемых пленкообразователей, отвечающих по своим свойствам как общим требованиям, предъявляемым к покрытиям для металлических оснований и эксплуатируемым вне помещений, так и специальным нормативам для ЛКМ в различных сферах транспорта и промышленности, таким как технические требования  к покрытиям для железнодорожного транспорта ВНИИЖТ. С данным фактом связан и некий «консерватизм» как потребителей, так и производителей ЛКМ для интересующей нас сферы применения, выраженный в склонности к использованию органорастворимых материалов.
  2. Наиболее широко распространенными водоразбавляемыми связующими на сегодняшний день являются первичные водные дисперсии физической сушки на основе акриловых сополимеров (акриловые и стирол-акриловые дисперсии). Данный тип пленкообразователей, хотя и обладает очевидными преимуществами (высокая скорость высыхания, невысокая стоимость, относительная простота разработки рецептур), имеет не слишком высокую водостойкость и атмосферстойкость при применении  на металлических основаниях по сравнению, например, с такими распространенными органоразбавляемыми продуктами, как алкидно-уретановые ЛКМ, и в основном применяется в грунтовочных составах. Другие типы водоразбавляемых связующих (вторичные дисперсии физической сушки, гидрокси-функциональные связующие акриловой и полиэфирной природы, отверждаемые полиизоцианатами, водоразбавляемые и водоэмульсионные алкидные пленкообразователи) пока не находят широкого применения из-за достаточно высокой стоимости или из-за специальных условий формирования пленки (для термоотверждаемых ЛКМ на основе меламиноформальдегидных смол или блокированных изоцианатов).
  3. Если провести аналогию с ЕС, то одним из наиболее значимых факторов для перехода к покрытиям на основе водоразбавляемых связующих является требование на их использование со стороны  государственных структур или непосредственных потребителей (зачастую, связанное также с официальными нормативами, например, по пожарной безопасности производства). 

Однако, необходимо отметить, что описанная выше ситуация характеризует даже не «сегодняшний», а «вчерашний» день. С одной стороны, качественные характеристики акриловых дисперсий постоянно растут, что позволяет говорить о приближении данных сырьевых компонентов по своим свойствам к органоразбавляемой продукции.   В то же время ценовое предложение на высококачественные водоразбавляемые пленкообразователи приближается к органоразбавляемым аналогам. Ну и наконец, уже на сегодняшний день потребители лакокрасочной продукции постепенно по разным причинам переходят от органоразбавляемых ЛКМ в водоразбавляемым.

Учитывая вышеизложенное, разработка водоразбавляемых продуктов отвечающих требованиям, предъявляемым к органоразбавляемым аналогам, является более чем актуальным вопросом. Если речь идет об относительно высокотоннажных продуктах, таких как ЛКМ для окраски подвижного состава, то не менее значимой будет и стоимость окрасочных работ, что (если мы говорим о замене классической алкидной, фенол-алкидной или алкидно-уретановой системы) делает неприемлемым выбор таких систем, как водоразбавляемые полиуретановые покрытия.    Таким образом, выбор типа покрытия может идти по следующим основным направлениям:

  1. Первичные дисперсии на основе акриловых сополимеров. Наиболее дешевый вариант, недостатки которого отмечены выше. В нашем случае может применяться в качестве основы для грунтовочных составов.
  2. Водоразбавляемые алкидные системы (как водорастворимые алкидные смолы, так и водоэмульсионные связующие). Не уступают по своим показателям качественным органоразбавляемым алкидным материалам, но проигрывают по себестоимости продукции.

Если учитывать данную ситуацию, то оптимальным будет использование гибридной системы на основе двух типов связующих: водной дисперсии и водоразбавляемого алкидного пленкообразователя. Компания Synthopol Chemie предлагает целый ряд связующих (обоих типов) для разработки подобных систем в зависимости от конкретных требований.  Можно отметить целый ряд преимуществ использования гибридных систем:

  • Возможность получения высокоглянцевых (по сравнению с большинством дисперсий)материалов
  • Возможность получения  ЛКМ с высокой водостойкостью и атмосферостойкостью, не уступающим органоразбавляемым  аналогам
  • Снижение себестоимости по отношению к водоразбавляемым алкидным пленкообразователям
  • Увеличение защитных свойств покрытия за счет формирования пленки со значительно меньшим (по сравнению с первичными дисперсиями) количеством микродефектов, что связано с наличием в гибридной системе алкидной смолы, заполняющей образующиеся при формировании покрытия из  сравнительно крупных частиц полимера  микрополости. Данное обстоятельство имеет большое значение при выборе оптимального решения для разработки грунтовочных составов. При необходимости получить покрытие с высокими изолирующими, а значит, и антикоррозионными свойствами, гибридная система предпочтительнее дисперсионной
  • Широкие возможности для подбора свойств ЛКМ в зависимости от выбранных сосвязующих и их соотношения в системе.

Таким образом, выбор гибридных систем в качестве основы для водоразбавляемых ЛКМ промышленного  применения является наиболее оптимальным решением как для производителя покрытий, так и для конечного потребителя.

Компания «Айлесбари Кемикл»  предлагает Вашему вниманию современное водоразбавляемое гибридное  покрытие ВАК-150 LOKO  "АКВАТОН"   на основе пленкообразователей “Synthopol Chemie” (Германия). Материал отвечает высоким требованиям по физико-механическим показателям,  атмосферостойкости, водостойкости и  обладает хорошими декоративными характеристиками.

Алкидно-акриловая полуматовая краска по металлу  ВАК-150 LOKO  "АКВАТОН" предназначена для  защитно-декоративного окрашивания грузовых железнодорожных вагонов.  Некоторые технические и физико-механические свойства материала приведены в табл. 1

Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

ГОСТ

Массовая доля нелетучих веществ, %

52

 ГОСТ 17537

Время высыхания до ст.3 при температуре (20+2)˚С, ч, не более

2

 ГОСТ 19007

Твердость по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), у.е.

0,25

 ГОСТ 5233

Прочность при ударе, см

50

 ГОСТ 4765

Эластичность пленки при изгибе, мм

1

 ГОСТ 6806

Адгезия, баллы

1

ГОСТ 15140, раз.2

Стойкость покрытия при температуре (20±2)°С к статическому воздействию воды,

3% р-ра NaCl, ч

 72

72

 ГОСТ 9.403-80

 

Стойкость покрытия при температуре (20±2)°С к статическому воздействию

минерального масла,

бензина, ч

 

48

48

 ГОСТ 9.403-80

 В ООО НПФ "Спектр-Лакокраска" в 2011г. проводились  испытания алкидно-акриловой краски по металлу  ВАК-150 LOKO  "АКВАТОН" .

Установлено, что покрытия независимо от наличия или отсутствия грунтовочного слоя  (использовали алкидную быстросохнущую грунтовку "РЭПИД") проявляют устойчивость к воздействию соляного тумана в течение 100ч. Отмечено незначительное изменение декоративных свойств покрытий.  Обобщенная оценка декоративных и защитных свойств АД2; АЗ1.

Образцы, окрашенные тремя слоями краски ВАК-150 LOKO "АКВАТОН " в течение 10 циклов выдержали чередующееся воздействие высокой +(60+2)˚С и низкой -(40+2)˚С температур без изменения декоративных, защитных и физико-механических свойств покрытий.  Прочность при ударе 50см.

 УФ-облучение покрытий в течение 12 ч привело к  незначительному посветлению покрытий. Дальнейшее УФ-облучение  (до 24 ч), напротив, способствует незначительному потемнению покрытий.

Результаты испытаний позволяют утверждать, что данный продукт является высококачественным материалом для окраски подвижного состава, отвечающим высоким требованиям к декоративным и защитным свойствам покрытия и имеющий низкую степень воздействия на окружающую среду и пожароопасность.  Использование покрытия по металлу  ВАК-150 LOKO  "АКВАТОН" позволяет решать проблему антикоррозионной  окраски железнодорожных вагонов на самом современном уровне.